Go with the flow
Продакшн

Потоки информации в глобальном Интернет-пространстве

В 1989 году Тим Бернерс-Ли предложил концепцию Всемирной паутины. 
Всего через пару лет на нас обрушился огромный поток информации 📊📈📉📇📫💾☔️🤷🏻‍♂️
В один момент человеку стали доступны все знания мира, наступила эпоха глобального инфообмена.

Сейчас информация преследует нас не только в компьютерах, но почти на всех устройствах каждую секунду: от телефона до наручных часов.

Помимо этого колоссальными темпами развиваются технологии — в первую очередь инженерия и искусственный интеллект.

Конкуренция с машинами и программами — особенно на рынке труда — приводит к тому, что мы должны становиться всё лучше, быстрее и гибче, усваивая знания и способы работы налету.
И главная задача современного человека в этой гонке — успевать реагировать и адаптироваться к постоянно происходящим изменениям.

Потому так важно учиться:
▶️ управлять вниманием;
▶️ фильтровать информацию;
▶️ укладывать ее таким образом, чтобы уметь быстро вспоминать и оперировать ей (переводить в рабочую память).

Сегодня я расскажу вам о 5 техниках, которые помогут вам развить эти навыки*:

1️⃣ Техника «Pomodoro»: 25 минут целенаправленной сфокусированной работы (занятия, чтения и др.) без отвлечения и с вознаграждением себя в конце сессии. Методика получила название от кухонного таймера в виде помидора, который использовал ее автор Франческо Чирилло.

Вы отключаете всё, что обычно отвлекает (звук в телефоне, электронную почту и др.), затем ставите таймер на 25 минут и погружаетесь в работу.

25 минут — это то время, в течение которого любой человек точно способен фокусироваться и не уставать. Вы можете немного адаптировать это время под себя (например, менять на 30 или 24.9 минут — свобода возможностей!).

После обязательно наградите себя как-либо: погуляйте по Интернету🚶🏻‍♂️, посмотрите видео с кошечками 🐈 , сделайте себе чашку кофе ☕️ и т.д. - это закрепит полезный «рефлекс», что хорошая работа приносит удовольствие😋

У этой техники есть и другой позитивный эффект, описанный в следующем пункте.

2️⃣ Шаг за шагом маленькими частями.
Лучше запоминать информацию небольшими частями с паузами между ними, вместо того, чтобы пытаться выучить все за один раз. Это позволяет создавать в голове фрагменты — прочно соединенные мысли и части информации, которые помогают вашему «умственному паззлу» становиться все более и более завершенным.

Лучшая метафора здесь — кирпичная стена: если вы будете выкладывать ее уровень за уровнем, давая высохнуть, вы получите крепкую ровную кладку; если вы попытаетесь скинуть в кучу сразу все кирпичи и цемент, вы не получите ничего, кроме «каши из кирпича» 🥣 😝

3️⃣ Переключение между 2 режимами мышления.
Потренируйтесь переходить из одного состояния в другое:

⏺ сфокусированный режим — когда вы полностью держите под контролем свои мысли и буквально следите за ними;
⏺ рассеянный режим — когда вы расслабляетесь и даете своим мыслям спокойно течь в голове; это часто помогает найти решение тогда, когда вы немного «застреваете» в какой-то идее.

Томас Эдисон и Сальвадор Дали использовали этот режим мышления. Когда они работали над какой-то задачей и в какой-то момент заходили в тупик, они садились в кресло, брали в руки какой-нибудь предмет, который бы было слышно при падении, и погружались в легкий сон. Когда предмет выпадал из рук и ударялся о пол, они просыпались, и решение обычно уже было найдено.

4️⃣ Целенаправленная практика=понимание+регулярность.
Иногда кажется, что секрет мастерства лучших мировых специалистов своего дела — в их неком сакральном таланте, недостижимом для простых смертных. Однако в большинстве случаев то, что отличает хорошего ученика от блестящего — это целенаправленная практика:

✔️когда вы не просто читаете и учите что-то, но старайтесь понять это как можно глубже, с разных сторон и
✔️регулярно практикуетесь.

Здесь также хорошо помогает следующий прием.

5️⃣ Припоминание (вызов из памяти): когда вы изучаете что-то новое или пытаетесь запомнить, попробуйте в какой-то момент оторваться от источника и попробовать вспомнить то, что вы только что прочитали или услышали. Это работает гораздо лучше, чем просто прочтение еще раз, т.к.иногда нам кажется, что мы вспоминаем что-то, глядя на текст, когда на самом деле мы просто узнаем прочитанное.

Это позволяет избежать 🐇 🎩 иллюзии знания — когда кажется, что вы что-то знаете просто потому, что вы понимаете услышанное или узнаете прочитанное. Это также бывает в моменты, когда вы фокусируетесь и заучиваете легкий материал (вместо того, чтобы работать с трудным тоже).

🎁BONUS — моя любимая техника — перенос.
Используйте найденный вами подход или принцип мысли не только в той сфере, где вы его сформировали, но и в других.

Я люблю этот способ, т.к. он позволяет понять, какое огромное количество законов и принципов в мире является универсальным.

Можно взять простой пример: я знаю, что если делать упражнения регулярно и с конкретной целью (на определенные группы мышц или для улучшения растяжки, и т.д.), я получу крепкое тело нужной мне формы. И далее я беру этот принцип и переношу на обучение: если я буду делать упражнения для улучшения памяти, скорости чтения, улучшения понимания материала, я буду учиться быстрее и качественнее, т.е. получу работающий нужным мне образом мозг 😊


😕 Какие же известные техники на самом деле работают в минус?

1️⃣ Заучивание — не самая удачная практика, когда вы учите одно и то же раз за разом, будто вбивая это себе в голову. В некоторых случаях это полезно — например, когда вы репетируете свою речь для выступления перед большой аудиторией (и в других случаях, когда доля автоматизма приветствуется). Но это плохо сработает, если вы перестараетесь, и может сформировать «установки».

2️⃣ «Установка» (нем. «Einstellung») — когда вы учите что-то, выполняете какое-то действие или думаете о чем-то снова и снова. Так вы формируете устойчивый шаблон и можете заблокировать нахождение других вариантов.Интересно, что этот же механизм лежит в основе формирования стереотипного мышления. О плюсах и минусах этого будем говорить в следующих постах.

3️⃣ Привязка к месту.Вы могли замечать, что выученное лучше вспоминается в том месте, где вы это запоминали — это ассоциативный процесс, эффект припоминания. Долгое время считалось, что это хороший лайфхак, но позже стало понятно, что такая привязка мешает достигать хороших результатов при работе в других местах. Поэтому чем более разнообразной будет среда, в которой вы занимаетесь, тем гибче будут ваши знания 🤓

____________________
*эти техники отмечены специалистами Duke University в качестве действенных — см. работы Dr. T. Sejnowski, Dr. B. Oakley.