Go with the flow
Лаборатория

Контакт с чувствами: техника безопасности

Чем чаще мы вступаем в контакт со своими чувствами и потребностями, тем большее их число можно замечать.

С одной стороны, можно открыть целый новый мир, полный ярких оттенков и полутонов, которые сплетаются в уникальный узор взаимодействия с миром.
С другой, можно ощутить, как эта лавина накрывает тебя с головой — и не знать, как укрыться.

Здесь мне видится два пути, которые задают рамки взаимодействия со своими чувствами и эмоциями:
  • путь обязательного отклика и удовлетворения: всех потребностей, всех чувств;
  • путь наблюдения за ними и не_действия.

На мой взгляд, первый путь в своем полном проявлении — это то, что в буддизме отражено в концепции Viparinama-dukkha: вечная погоня за удовлетворением. Как следствие, здесь возникает страдание — от неполучения желаемого или от мимолетности насыщения.

По механике этот подход схож со сверхбдительностью к ощущениям в теле: если внимательно прислушиваться ко всему, что происходит в организме, можно улавливать все больше как будто каких-то симптомов. Если каждому из них придавать особую значимость, это может вселять тревогу, а кроме того усиливать реакции организма — такие как напряжение, сердцебиение и пр. Это называется соматосенсорной амплификацией.

Итого: чем больше следишь, тем больше чувствуешь; если все значимо, на все нужно реагировать (что весьма затратно по физическим и другим ресурсам), а мимолетный дискомфорт и неудовлетворенность могут восприниматься как насилие и как ноша, которую нужно немедленно сбросить с плеч.

Второй путь — это восприятие эмоций и желаний как потока сигналов, которые просто указывают на то, как мы смотрим на происходящее. Абсолют этого пути — это наблюдение за внутренними состояниями как бы со стороны, без попыток поймать или впустить в себя глубоко эти эмоции и потребности. Однако здесь есть риск потерять вкус жизни в гедонистическом, страстном смысле.

Как же сделать этот выбор?

Возможно, равновесие будет проще обрести, если ориентироваться на важнейшие глобальные потребности: те, что существуют не только в моменте, но и за его пределами. Длительность "жизни" этих потребностей показывает, что на них завязано много нашего опыта и впечатлений от пройденного пути — а ведь они и есть то, что делает нас НАМИ, что позволяет ощущать себя собой. Этот момент дает преимущество глобально значимым вещам перед локальными потребностями. И он с большой вероятностью может помочь сделать тот выбор, о котором потом мы сможем сказать, что он был гармоничным и правильным.

Например: мне предлагают зефирку с условием, что если я продержусь 15 минут и не съем ее, то получу две. И я понимаю, что продержусь — ведь долгосрочные инвестиции с дивидендами для меня важнее :-) А точнее: усердие сейчас и больший выигрыш через какое-то время открывают для меня возможности закрыть мои потребности лучше и отдыхать в будущем. А человек с другой биохимией и опытом (например, частого нарушения данных ему обещаний), скорее, будет ценить радость награды самой по себе и при этом быстрой, т. е. без мук неизвестности для него.

Нас побуждает к действию то, что для нас значимо. На протяжении жизни мы можем это менять — становясь более “страстными” или более “наблюдающими”.

И у нас всегда есть выбор: что отметить как “важное”, что — как “прочитанное”, а что — отправить в “спам”.