ННО-практикум

Эмпатическое слушание

Чтобы понять собеседника


Что это и зачем?

Бывает так, что собеседник недоволен какой-то ситуацией или другим человеком — либо наоборот, с радостью рассказывает о каком-то достижении — и при этом обращается к нам. Это упражнение помогает понять человека и дать ему почувствовать себя услышанным.


Как именно?

  • Чувства
    Выслушав его, предположите, что он чувствует в отношении ситуации. Используйте вопросительные интонации — мы именно предполагаем, а не утверждаем.
    Пример: «То есть ты разочарована и тебе немного грустно…»
  • Нужды
    Предположите также, какие глубинные нужды собеседника проявляются через эти чувства.
    Пример: «…потому что для тебя важны веселье и близость?»

Дальше есть три варианта:
  • «Нет…»
    Наше предположение может быть неверно. Это случается постоянно, и не стоит этого опасаться. В этом случае нас поправят, расскажут о ситуации больше, и тогда мы предположим ещё раз.
  • «Да…»
    Даже если мы правильно предположили, обычно в каждой истории есть несколько «играющих» потребностей и широкий спектр обусловленных ими эмоций, так что мы пока не назвали всего. В этом случае нам расскажут о ситуации больше, и тогда мы предположим ещё раз.
  • «Да!»
    Мы достигли цели: собеседник чувствует, что сказал всё, что хотел, и ощущает, что его услышали, а не «надавали советов, как обычно».

На что ещё стоит обратить внимание:
  • Иногда собеседник отвечает односложно, и понять, что с ним происходит, очень тяжело. В этом случае можно задать фактологический вопрос о ситуации («И что произошло после этого?») и сделать следующее предположение на основе того, как он об этом рассказывает.
  • Время от времени бывает полезно подводить «промежуточные итоги», перечисляя те чувства и нужды, которые уже открылись.