Материалы по ненасильственному общению

«Язык, диктующий отсутствие выбора,
мы можем заменить языком,
который этот выбор признаёт
».

Маршалл Розенберг
ННО — про что это?
Ненасильственное общение (ННО) — это мировоззрение, позволяющее видеть, что между нами
куда больше общего, чем кажется.
Это больше, чем просто способ договориться —
это ключ к получению удовольствия от этой общности, обретаемой через эмпатию,
принятие и взаимопонимание.
Некоторым из нас недостаёт коммуникативных навыков общения, которые могли бы улучшить качество наших отношений, углубить наше ощущение личной силы или просто помочь нам общаться более эффективно.

Некоторых из нас с рождения учили соревноваться, осуждать, требовать, ставить диагнозы, мыслить категориями «правильного» и «неправильного» и соответствующим образом общаться с людьми.

Иногда такие навыки:
  • мешают общению с другими, порождают взаимное непонимание, могут приводить к конфликтам и насилию;
  • вызывают гнев, боль, неудовлетворённость
    в отношении себя.
ННО помогает обращать внимание на внутренние причины наших чувств.
Действия других могут быть стимулом наших чувств, но не их причиной.
Наши чувства вытекают из нашего восприятия слов и поступков окружающих, а также из наших ожиданий и нужд. ННО помогает увидеть, как и почему слова или действия окружающих подействовали таким образом.


ННО показывает, что глубинные нужды разных людей не отличаются кардинально.
Конфликты порождаются не разницей в нуждах, а несовместимостью способов их достижения. В большинстве же случаев можно найти путь, который удовлетворит обоих.
Главное, что для этого требуется — взаимное понимание чувств и глубинных нужд друг друга.

ННО — про что это?
Ненасильственное общение (ННО) — это мировоззрение, позволяющее видеть, что между нами
куда больше общего, чем кажется.
Это больше, чем просто способ договориться —
это ключ к получению удовольствия от этой общности, обретаемой через эмпатию,
принятие и взаимопонимание.
Некоторым из нас недостаёт коммуникативных навыков общения, которые могли бы улучшить качество наших отношений, углубить наше ощущение личной силы или просто помочь нам общаться более эффективно.

Некоторых из нас с рождения учили соревноваться, осуждать, требовать, ставить диагнозы, мыслить категориями «правильного» и «неправильного» и соответствующим образом общаться с людьми.

Иногда такие навыки:
  • мешают общению с другими, порождают взаимное непонимание, могут приводить к конфликтам и насилию;
  • вызывают гнев, боль, неудовлетворённость
    в отношении себя.
ННО помогает обращать внимание на внутренние причины наших чувств.
Действия других могут быть стимулом наших чувств, но не их причиной.
Наши чувства вытекают из нашего восприятия слов и поступков окружающих, а также из наших ожиданий и нужд. ННО помогает увидеть, как и почему слова или действия окружающих подействовали таким образом.


ННО показывает, что глубинные нужды разных людей не отличаются кардинально.
Конфликты порождаются не разницей в нуждах, а несовместимостью способов их достижения. В большинстве же случаев можно найти путь, который удовлетворит обоих.
Главное, что для этого требуется — взаимное понимание чувств и глубинных нужд друг друга.

И главное — ННО учит честному самовыражению и эмпатическому принятию через четыре составляющие:
4 главных элемента ННО
Наблюдения
ННО проводит чёткую грань между событиями, произошедшими в реальности,
и тем, как мы их воспринимаем.
Факты складываем в одну кучку,
а восприятие ситуации —
в другую.
Эмоции/чувства
ННО учит отличать эмоции от мыслей, ощущений и убеждений, которые маскируются под то,
что, как нам кажется,
мы чувствуем.
Потребности/нужды
ННО предлагает связывать
наши чувства и действия
с внутренними причинами —
будь то желание прикосновений,
самореализации,
понимания или просто поспать.
Просьбы
ННО показывает, что просьба —
в отличие от требования —
даёт возможность
отказать без риска.
Это позволяет изучить потребности, стоящие за отказом, и становится понятнее,
как их удовлетворить.
4 главных элемента ННО
Наблюдения
ННО проводит чёткую грань
между событиями, произошедшими
в реальности,
и тем, как мы их воспринимаем.
Факты складываем в одну кучку,
а восприятие ситуации —
в другую.
Эмоции/чувства
ННО учит отличать эмоции от мыслей, ощущений и убеждений, которые маскируются под то,
что, как нам кажется,
мы чувствуем.
Потребности/нужды
ННО предлагает связывать
наши чувства и действия
с внутренними причинами —
будь то желание прикосновений,
самореализации,
понимания или просто поспать.
Просьбы
ННО показывает,
что просьба —
в отличие от требования —
даёт возможность
отказать без риска.
Это позволяет изучить потребности, стоящие за отказом,
и становится понятнее,
как их удовлетворить.
Подход ННО
1
понимание человека без осуждения и попытки навязать своё видение
2
смещение фокуса
с критики собеседника на описание своего состояния
в текущей ситуации
3
забота о себе и других без жертв
4
фокус на том,
что сейчас поможет, вместо акцента
на том, что «не так»
Подход ННО
1
понимание человека без осуждения и попытки навязать своё видение
2
смещение фокуса
с критики собеседника на описание своего состояния
в текущей ситуации
3
забота о себе и других без жертв
4
фокус на том,
что сейчас поможет,
вместо акцента
на том, что «не так»
Узнать больше
Следующие шаги:
от Димы Боровикова
материалы, которые мы используем в московской ветке ННО.
от международного центра ННО
The Center for Nonviolent Communication (CNVC)
almost Nonviolent Communication Cartoons
Научные труды, стоящие за концепцией ННО
  • Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии, 2002.
  • Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход, 2002.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана, 1990.
  • Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере, 2009.
  • Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия, 1997.
  • Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы, 2015.
  • Rogers, Carl with Gendlin, E.T.; Kiesler, D.J.;
    Truax, C.B. (Eds.). The therapeutic relationship and its impact: A study of psychotherapy with schizophrenics, 1967.
  • Rogers, Carl. On personal power, 1977.
  • Rokeach, Milton. The open and closed mind, 2015.
  • Rokeach, Milton. The nature of human values, 1973.
  • Rokeach, Milton. Understanding human values: individual and societal.
  • Rosenberg, Marshall. Mutual Education, 1972.
  • Ryan, William, Blaming the Victim, 1971.
Попробовать самим
Вместе с другими людьми:
Групповые занятия (сейчас: онлайн)
с Димой Боровиковым
Субботние встречи с лекциями, вопросами и ответами
с Анной Плехановой
и Ольгой Мочаловой