Знакомство с ненасильственным общением

«Язык, диктующий отсутствие выбора,
мы можем заменить языком,
который этот выбор признаёт
».

Маршалл Розенберг
ННО — про что это?
Ненасильственное общение (ННО) — это мировоззрение, позволяющее видеть, что между нами
куда больше общего, чем кажется.
Это больше, чем просто способ договориться —
это ключ к получению удовольствия от этой общности, обретаемой через эмпатию,
принятие и взаимопонимание.
Некоторым из нас недостаёт навыков общения,
которые могли бы улучшить качество наших отношений, углубить наше ощущение личной силы или просто помочь нам общаться более эффективно.

Некоторых из нас с рождения учили соревноваться, осуждать, требовать, ставить диагнозы, мыслить категориями «правильного» и «неправильного» и соответствующим образом общаться с людьми.

Иногда такие навыки:
  • мешают общению с другими, порождают взаимное непонимание, могут приводить к конфликтам и насилию;
  • вызывают гнев, боль, неудовлетворённость
    в отношении себя.
ННО помогает обращать внимание на внутренние причины наших чувств.
Действия других могут быть стимулом наших чувств, но не их причиной.
Наши чувства вытекают из нашего восприятия слов и поступков окружающих, а также из наших ожиданий и нужд. ННО помогает увидеть, как и почему слова или действия окружающих подействовали таким образом.


ННО показывает, что глубинные нужды разных людей не отличаются кардинально.
Конфликты порождаются не разницей в нуждах, а несовместимостью способов их достижения. В большинстве же случаев можно найти путь, который удовлетворит обоих.
Главное, что для этого требуется — взаимное понимание чувств и глубинных нужд друг друга.

ННО — про что это?
Ненасильственное общение (ННО) — это мировоззрение, позволяющее видеть, что между нами
куда больше общего, чем кажется.
Это больше, чем просто способ договориться —
это ключ к получению удовольствия от этой общности, обретаемой через эмпатию,
принятие и взаимопонимание.
Некоторым из нас недостаёт навыков общения, которые могли бы улучшить качество наших отношений, углубить наше ощущение личной силы или просто помочь нам общаться более эффективно.

Некоторых из нас с рождения учили соревноваться, осуждать, требовать, ставить диагнозы, мыслить категориями «правильного» и «неправильного» и соответствующим образом общаться с людьми.

Иногда такие навыки:
  • мешают общению с другими, порождают взаимное непонимание, могут приводить к конфликтам и насилию;
  • вызывают гнев, боль, неудовлетворённость
    в отношении себя.
ННО помогает обращать внимание на внутренние причины наших чувств.
Действия других могут быть стимулом наших чувств, но не их причиной.
Наши чувства вытекают из нашего восприятия слов и поступков окружающих, а также из наших ожиданий и нужд. ННО помогает увидеть, как и почему слова или действия окружающих подействовали таким образом.


ННО показывает, что глубинные нужды разных людей не отличаются кардинально.
Конфликты порождаются не разницей в нуждах, а несовместимостью способов их достижения. В большинстве же случаев можно найти путь, который удовлетворит обоих.
Главное, что для этого требуется — взаимное понимание чувств и глубинных нужд друг друга.

И главное — ННО учит честному самовыражению и эмпатическому принятию через четыре составляющие:
4 главных элемента ННО
Наблюдения
ННО проводит чёткую грань между событиями, произошедшими в реальности,
и тем, как мы их воспринимаем.
Факты складываем в одну кучку,
а восприятие ситуации —
в другую.
Эмоции/чувства
ННО учит отличать эмоции от мыслей, ощущений и убеждений, которые маскируются под то,
что, как нам кажется,
мы чувствуем.
Потребности/нужды
ННО предлагает связывать
наши чувства и действия
с внутренними причинами —
будь то желание прикосновений,
самореализации,
понимания или просто поспать.
Просьбы
ННО показывает, что просьба —
в отличие от требования —
даёт возможность
отказать без риска.
Это позволяет изучить потребности, стоящие за отказом, и становится понятнее,
как их удовлетворить.
4 главных элемента ННО
Наблюдения
ННО проводит чёткую грань
между событиями, произошедшими
в реальности,
и тем, как мы их воспринимаем.
Факты складываем в одну кучку,
а восприятие ситуации —
в другую.
Эмоции/чувства
ННО учит отличать эмоции от мыслей, ощущений и убеждений, которые маскируются под то,
что, как нам кажется,
мы чувствуем.
Потребности/нужды
ННО предлагает связывать
наши чувства и действия
с внутренними причинами —
будь то желание прикосновений,
самореализации,
понимания или просто поспать.
Просьбы
ННО показывает,
что просьба —
в отличие от требования —
даёт возможность
отказать без риска.
Это позволяет изучить потребности, стоящие за отказом,
и становится понятнее,
как их удовлетворить.
Подход ННО
  • 1
    понимание человека без осуждения и попыток навязать своё видение
  • 2
    смещение фокуса
    с критики собеседника на описание своего состояния
    в текущей ситуации
  • 3
    забота о себе и других без жертв
  • 4
    фокус на том,
    что сейчас поможет, вместо акцента
    на том, что «не так»
Подход ННО
  • 1
    понимание человека без осуждения и попыток навязать своё видение
  • 2
    смещение фокуса
    с критики собеседника на описание своего состояния
    в текущей ситуации
  • 3
    забота о себе и других без жертв
  • 4
    фокус на том,
    что сейчас поможет,
    вместо акцента
    на том, что «не так»
Будет ли мне полезно
ненасильственное общение?
ННО может пригодиться, если вы замечаете
(один или несколько пунктов):
Наедине с собой
  • Вам сложно слышать свои эмоции, называть их
    и обращаться с ними.
  • Вам трудно понимать, что вам нужно в конкретный момент
    и почему.
  • Вы часто боретесь с собой.
  • Те шаги, что должны были приводить к желаемому,
    почему-то уводят вас в сторону.
  • Вы много делаете для других, забывая о себе.
  • Вы устали от чувства вины и самоосуждения.
  • Вас сильно задевает чужая критика.
  • Вы считаете себя обязанным справляться со всем
    без посторонней помощи.
В контакте с другими
  • Вы напряжённо обсуждаете с людьми,
    что кому «показалось», а что было «на самом деле».
  • Вы устали от того, что без ваших требований ничего не делается.
  • Вас преследует ощущение неадекватности окружающих.
  • Вы хотите мирно улаживать конфликты с близкими, но не выходит.
  • Вы испытываете давление от ожиданий и претензий других.
  • Вы умеете давать и принимать советы,
    но если вам или близкому плохо,
    а решать проблему сейчас не хочется, вы теряетесь.
  • Вы живёте по правилам, которые всё чаще хочется нарушать
    вашим близким или вам самим.
  • Слово «нет» для вас — табу: «хорошие люди не отказывают».
Почитать и посмотреть
С чего начать?
Дима Боровиков
Кратко об идеях и концепциях
~27 минут
Дима Боровиков,
Рита Кевац, Илья Сойфер
Первая непереводная
книга на русском языке
~100 страниц
Маршалл Розенберг
Для полного погружения
~3 часа
на русском
Маршалл Розенберг
Основная книга по
ненасильственному общению
~280 страниц
Углубиться
Следующие шаги:
Научные труды, стоящие за концепцией ННО
  • Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии, 2002.
  • Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход, 2002.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана, 1990.
  • Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере, 2009.
  • Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия, 1997.
  • Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы, 2015.
  • Rogers, Carl with Gendlin, E.T.; Kiesler, D.J.;
    Truax, C.B. (Eds.). The therapeutic relationship and its impact: A study of psychotherapy with schizophrenics, 1967.
  • Rogers, Carl. On personal power, 1977.
  • Rokeach, Milton. The open and closed mind, 2015.
  • Rokeach, Milton. The nature of human values, 1973.
  • Rokeach, Milton. Understanding human values: individual and societal.
  • Rosenberg, Marshall. Mutual Education, 1972.
  • Ryan, William, Blaming the Victim, 1971.
Попробовать самим